Климишин И.А. Календарь и хронология. Страница 113

Но год в 365,25 суток больше тропического! в данном случае это означает, что гелиакические восходы Сириуса не могли постоянно, от столетия к столетию, приходиться в одно и то же время по от­ношению к дню летнего солнцестояния и разлива Нила. Вот даты первого видимого утреннего восхода Сириуса по данным Н. И. Идельсона:


Как видно, гелиакический восход Сириуса мог быть предвестником разлива реки Нил в годы от 4000 до 3000 до н. э. Позже он мог послужить лишь для определения продолжительности года, хотя и это само по себе очень важно. Это, впрочем, не по­мешало строителям храмабогини Хатор в Дендере,

постройка которого была закончена при императоре Тиберии (14—37 гг. н.э.), разместить на его стенах такие надписи (рис. 28):

«Божественная Сотис вызывает Нил к началу года»,

«Сотис великая блистает на небе и Нил выходит из берегов своих»,

«Божественная Сотис производит разлив Нила в его верховьях».

По-видимому, строители храма рассматривали эти надписи как дань древней традиции... Кстати, в на­ши дни гелиакический восход Сириуса в Египте наблюдается около 4 августа, т. е. спустя 43 дня после летнего солнцестояния.

Великий период Сотис

Еще раз повторим: достаточно было древним египтянам производить вставку одних суток в четы­ре года и их календарь отличался бы исключитель­ной стабильностью (позже таким календарем на

протяжении 1600 лет пользовались европейцы). Но этою египтяне не делали. Вероятно, не последнюю роль здесь сыграли их религиозные представления, в частности, представления о загробной жизни. Ведь вместе с покойником по обычаю в могилу клали 365 ушебти («ответчиков») — глиняных или деревян­ных фигурок рабов (их также изображали на стенах гробниц). Каждая из этих фигурок и должна была «работать» за покойника один день в году. А как же поступить, если год будет иметь дополнительные четверть суток?