Климишин И.А. Календарь и хронология. Страница 115

Но что происходит, если в календарном году на­считывается 365 дней, а «год Сотис» составляет

суток? Предпо­ложим, что в какой-то момент времени нача­ла обоих годов (и начало разлива Нила) совпадают: гелиакиче­ский восход Сириуса произошел в 1 Тота — в первый день кален­дарного года. Спустя четыре года этот вос­ход Сириуса как бы «задержится» и будет наблюдаться уже не 1, а 2 Тота. За 40 лет, т. е. за время жизни одно­го поколения, начало года уйдет от гелиаки­ческого восхода Си­риуса на 10 дней впе­ред: утренний восход Сириуса будет виден не 1, а 11 Тота. Это можно представить себе так, будто нить времени измеряется двумя линейками раз­личной длины (рис. 29). И как здесь не вспомнить слова Н. И. Идельсона, что «все системы счисления... являются только своеобразными сетками, накину­тыми на беспрерывно текущую последовательность дней как уже бывших, так и имеющих еще насту­пить...»

За 400 лет расхождение календаря с гелиакиче­ским восходом Сириуса составит уже 100 дней — этот восход будет наблюдаться 11 Хойяка. За 1460 лет начало египетского Нового года (1 Тота), последовательно пройдя через все времена года, вернется к исходному положению, так как

Схождение 1-го восхода Сириуса с 1 Тота у гре­ков получило название «апокатастаз» — «возвраще­ние на прежнее место».

Таким образом, 1460 «годов Сириуса» составляли 1461 календарный год. Этот промежуток времени был назван «периодом Сотис», «Великим годом». Его на­чало отмечали с особой торжественностью как Праздник вечности. А так как «год Сотис» длиннее тропического года, то за этот период 1 Тота по от­ношению к разливу Нила (летнему солнцестоянию) задержится на 12 суток.

Итак, расхождение между длиной календарного года и «годом Сириуса» на протяжении жизни одно­го поколения составляет 10 дней. Но стоило ли в связи с этим менять такой календарь? Ведь доста­точно об этом знать заранее, чтобы дать все необхо­димые распоряжения (скажем, о подготовке ороси­тельной системы) применительно к календарной си­туации. В обычной же жизни этот сдвиг вряд ли бросается в глаза. Поэтому, видимо, Геродот, посе­тивший Египет в V в. до н. э., этого свойства еги­петского календаря вообще не заметил, а, наоборот, высоко оценил его простоту и постоянство. Впрочем, не исключено, что египетские жрецы не раскрывали всех тонкостей счета времени перед иностранцами...