Климишин И.А. Календарь и хронология. Страница 116

Любопытно следующее место из «Изиды и Оси­риса» Плутарха: «В день зимнего солнцестояния они (египтяне) семь раз обводят корову вокруг храма Солнца ..., ища Осириса, ибо богиня зимой жаждет влаги, а семь раз они ведут корову потому, что Солнце завершает переход от зимнего солнцестояния к летнему на седьмой месяц...». Действительно, под конец жизни Плутарха 1 Тота отставало от перв'ого гелиакического восхода Сириуса всего на четыре дня, так что Солнце и в самом деле завершало переход от зимнего солнцестояния к летнему на седьмой месяц.

Около 1700 г. до н. э. северная часть дельты Нила на 130 лет попала под владычество кочевых племен гиксосов, цари которых и составили XV ди­настию Египта. В своем труде «Схолия к Тимею» древнегреческий философ Платон (427—347 гг. до н. э.) упоминает об одном из царей этой династии

Салктисе, который будто бы провел календарную реформу, уничтожив блуждающий год. Причина для этого была основательна: ведь гелиакический восход Сириуса к тому времени наблюдался спустя десять дней после летнего солнцестояния и примерно через семь дней после разлива Нила! Но как только гиксосы были изгнаны из Египта, традиционный кален­дарь был восстановлен. С этого времени, вступая на престол, каждый фараон давал клятву не менять длину года. И прошло много времени, пока нашелся человек, осмелившийся нарушить эту клятву. Им был Птолемей III Евергет. По-видимому, здесь сыграло роль то обстоятельство, что для династии Птолемеев, родоначальником которой был один из военачальни­ков Александра Македонского, религия и обычаи египтян были чужими...

В 1866 г. в развалинах одного храма в дельте Нила была найдена плита, на которой иероглифами, более простым египетским шрифтом и по-гречески сделана надпись, в которой говорится следующее: «...Чтобы времена года неизменно приходились как должно по теперешнему порядку мира, и не случа­лось бы то, что некоторые из общественных празд­ников, которые приходятся на зиму, когда-нибудь пришлись на лето,— так как звезда [Сириус] за каждые четыре года уходит на один день вперед,— а другие, празднуемые летом, в будущее время не пришлись бы на зиму, как это бывало и как будет случаться, если год будет и впредь состоять из 360 дней и пяти дней, которые к ним добавляют, то отныне предписывается через каждые четыре года праздновать праздник богов Евергета после пяти до­бавочных дней и перед Новым годом, чтобы всякий знал, что прежние недостатки в счислении времен года и лет отныне счастливо исправлены царем Евергетом».