Климишин И.А. Календарь и хронология. Страница 121

Со временем, по-видимому, у монсеньера да Лан­да проснулась совесть и он в своей книге «Сообще­ния о делах в Юкатане» привел много сведений о культуре и истории майя, описал элементы их письменности, привел несколько иероглифов и дал их перевод.

Случайно сохранилось всего три рукописи майя, видимо, подаренные первыми завоевателями испан­скому королю Карлу V. Одна из них находится в Дрезденской библиотеке, вторая — в Париже, тре­тья — в Мадриде. В результате археологических рас­копок открыто около 150 городов майя. Оказалось, что майя по тому или другому случаю устанавлива­ли стелы — каменные столбы, испещренные иерогли­фами (их обнаружено около 1500). Иероглифические надписи обнаружены также на колоннах, на стенах зданий, сосудах и предметах прикладного искусства. Уже известно более 5000 таких надписей. Лишь на одной «лестнице иероглифов» в Копане запечатлено свыше 2000 знаков.

Ученые всего мира приложили много усилий для того, чтобы разгадать тайны письменности майя, их самобытной культуры и, в частности, их календаря. Большие заслуги в этом принадлежат Ю. В. Кноро­зову (СССР). Весьма примечательны его замечания о том, насколько глубоко мы уже понимаем структу­ру календаря майя: «В настоящее время мы можем с полной уверенностью понимать даты, которые древние скульпторы высекали в начале своих надпи­сей. Тем не менее в календаре майя далеко не все понятно... Принятая в настоящее время система обо­значений различных календарных терминов майя не выдерживает даже самой легкой критики...».

Месяцы и годы майя

Как и другие народы мира, майя нуждались в календаре для установления сроков своих земледель­ческих работ, особенно посева, от своевременности которого зависел урожай. Известно, что вначале майя делили год на две части — сезон засухи (кото­рым управлял бог Солнца) и сезон дождей (которым «правил» бог дождя). Майя дожидались майского (по нашему календарю) полнолуния и, когда скопле­ния темных облаков предвещали дождь, начинали посев, главным образом кукурузы: заостренной пал­кой делалась ямка, в которую бросали несколько семян. За четыре года почва истощалась, так что приходилось старые участки земли забрасывать и искать новые, часто на большом расстоянии от преж­него места жительства.