Климишин И.А. Календарь и хронология. Страница 122

В основе календарного счета майя лежит день — к'ин. Они объединялись в «блоки» и таких «блоков» было несколько:

1) девятидневка, каждый день которой имел свое собственное название;


2) тринадцатидневка — «неделя» из 13 к'инов; каждый день «недели» обозначался своим порядко­вым номером в ней;

3) двадцатидневка, или виналь — «месяц» из 20 к'инов. Слово «виналь» означало также «человек». Таким образом, когда майя хотели сказать «два­дцать», говорили — «один человек» (имеющий 20 пальцев на руках и ногах). Каждый день в меся­це имел свое название (рис. 30). Кроме того, дни

обозначались числами от 0 до 19. Как будет видно из дальнейшего, при счете дней в году происходил разрыв между порядковым номером дня (числом) в месяце и его названием. Поэтому можно говорить на самом деле о существовании двух 20-дневных меся­цев, т. е. о независимом счете дней «двадцатками» (с числами от 0 до 19) и непрерывной смене 20 на­именований при переходе от одного года к другому (аналогично тому, как в нашем календаре идет не­прерывная смена названий семи дней в неделях).

Двадцатидневный месяц является, по-видимому, промежутком времени от посева до прополки посе­вов. И названия его дней, по замечанию Ю. В. Кно­розова, как бы напоминают о самом важном в это время. Эти названия и их значения приведены в табл. 20.


Удивление вызывает то, что майя пользовались не одним, а несколькими календарями сразу, тесно пе­реплетая их даты. У них был год продолжитель­ностью в 260 дней (его условное наименование «цолькин»), год в 360 дней («тун») и год в 365 дней («хааб»). Как полагают исследователи культуры майя, 260-дневный период вначале был промежутком времени от посева до сбора урожая. Он состоял из тринадцати 20-дневных «месяцев» и... двадцати 13 -дневных «недель». Поэтому в таком году числа недели и названия дней повторяются в определенной закономерности, образуя законченный цикл. В дале­ком прошлом весной день 1 Имиш (такое обозначе­ние говорит: в первый день 13-дневной недели, в первый по названию день 20-дневного месяца) был праздником, которым отмечалось начало земледель­ческого сезона. Позже, после реформы календаря, счет дней по 260-дневному циклу стал вестись не­прерывно, и связанные с ним праздники потеряли свое соответствие сезонной смене полевых работ.