Климишин И.А. Календарь и хронология. Страница 123

Год тун состоял из восемнадцати 20-дневных ме­сяцев (360= 18X20). Не исключено, что такой представляли себе древние майя продолжительность солнечного года. И если даже со временем им при­шлось убедиться, что это не так, от туна как едини­цы счета времени, из-за его исключительного удоб­ства, майя уже отказаться не смогли. Наоборот, как мы увидим далее, этот год стал основой счета дней от исходной даты, основной единицей хронологии майя.

Почти в каждом названии месяцев майя содер­жится определенный намек на конкретный земле­дельческий сезон, на ту или другую работу, которую следует выполнить в этом сезоне. Так, в календаре майя были месяцы Поп — «циновка правителя», Во — «лягушка», Сип — «грех (пролить кровь на охоте)», Соц' — «летучая мышь», Сек — «сгибание початков (кукурузы)», Шуль — «конец», Йашк'ин — «новое солнце», Моль — «сбор урожая», Ч'ен — «колодец», Иаш — «новый (подготовка к новым посевам?)», Сак — «белый (поле после сбора урожая?)», Кех — «олень (сезон охоты?)», Мак — «прекращение (сжи­гания деревьев на новых участках?)», К'анк'ин— «желтое солнце (сквозь дым лесных пожаров?)», Муан — «облачный», Паш — «барабан», К'айяб — «большой дождь», Кумху — «шум грозы».

К сожалению, трудно установить, когда по наше­му календарю в том или другом веке начинался Но­вый год майя — нулевое Попа. Диего де Ланда, при­водя в своей книге названия месяцев и их изобра­жения иероглифическими знаками, сообщает, что к моменту завоевания Юкатана испанцами начало года майя приходилось на 16 июля.

Конечно, солнечный год больше 360-дневного туна. Следовательно, названия месяцев могли правильно отображать сезонные изменения в природе, если их использовать не в 360-, а в 365-дневном году. Имен­но таким годом — хааб — и пользовались майя в своей повседневной жизни. С этой целью они в кон­це года в 18 месяцев по 20 дней добавляли 5 дней, которые назывались «Ваайеб хааб», т. е. «дух [зна­мение] года», или «Ишма к'аба' к'ин» — «дни без имени». В эти праздничные дни происходила смена правителя и, по верованиям майя, на небе также власть на целый год переходила к другому богу.