Климишин И.А. Календарь и хронология. Страница 128

Немного истории

О первоначальном еврейском календаре известно немногое. В Библии упоминаются четыре месяца: первый — авив — месяц колосьев (Исход, XIII, 4), второй — зиф — месяц цветения (III Царств, VI, 1), седьмой — афаним — месяц бурных ветров (III Царств, VIII, 2) и восьмой — бул — месяц произра­стания (III Царств, VI, 38). Как видно, названия этих месяцев связаны с земледельческими периодами. Можно думать, что это месяцы древнего лунно-сол­нечного календаря, хотя о каких-либо правилах вставки (или вообще о вставке) 13-го месяца в Биб­лии не говорится. С другой стороны, в ней как бы ведется порядковый счет дням по декадам («асор»), и поэтому не исключено, что древние евреи пользо­вались заимствованным из Египта солнечным кален­дарем, в котором месяцы имели по 30 дней.

Находясь в вавилонском плену (586—539 гг. до н. э.), древние евреи заимствовали у вавилонян их лунно-солнечный календарь. В этом можно убедить­ся, сопоставив названия еврейских и вавилонских месяцев (см. с. 117 и 172). В то время в Вавилоне

уже были разработаны правила вставки 13-го меся* ца по системе октаэтериды. Однако древние евреи использовать ее вряд ли могли: ведь Библия пред­писывала в полнолуние 1-го весеннего месяца («в че­тырнадцатый день месяца вечером») отмечать празд« ник пасхи. В этот день древние евреи-скотоводы приносили богам очистительные жертвы (ягнят и голубей), а позднее пасха была приурочена к нача­лу жатвы ячменя и первый сноп посвящался богу (Левит, XXIII, 10). Вставку 13-го месяца производи­ли, сообразуясь исключительно с состоянием хлебов. Вот что писал, например, ставший в 75 г. н. э. пред­седателем синедриона (патриархом) Гамалиель II евреям, находящимся в Вавилоне и Мидии: «По­скольку голуби еще малы и агнцы еще очень молоды и к тому же время авива еще не настало, то... мы признали за необходимое прибавить в этом году еще тридцать дней».