Климишин И.А. Календарь и хронология. Страница 129

За начало месяца в еврейском календаре прини­малась неомения — момент первого появления Луны на вечернем небе. Даже в I в. н. э. при иерусалим­ском синедрионе была специальная комиссия из трех человек, которая 29-го числа каждого месяца высы­лала свидетелей за город, чтобы они следили за по­явлением серпа новой Луны. Таких свидетелей появ­ления Луны в неомении должно было быть не мень­ше двух. Каждый еврей — очевидец первого захода Луны — был обязан при всех условиях и даже в праздничный день — субботу — отправляться в Иеру­салим для показания. Заслушав очевидцев, коллегия принимала решение считать наступающий 30-й день текущего месяца 1-м днем нового месяца (в против­ном случае таковым объявлялся лишь следующий день). Новолуние провозглашалось словами «Оно освящено», которые все присутствующие повторяли хором. Об этом событии население окрестностей Иерусалима оповещалось с помощью огней, зажигав­шихся на холмах, а позже — посылкой гонцов.

В 70-м г. н. э. Иерусалим был полностью разру­шен войсками римского императора Веспасиана, а евреи рассеялись по многим странам Европы и Азии. А, как уже отмечалось, условия видимости новой Луны существенно зависят как от географических координат, так и от времени года. Неудивительно поэтому, что в счислении времени у евреев во II—'

IV вв. н. э. существовал разброд. В частности, «та­кой праздник, как день Иом-Кипур, в одних местах из-за неполучаемых своевременно сведений не знают, когда праздновать; в других местностях, каждый на свой страх, он празднуется в разные дни... Некото­рые города празднуют два дня Иом-Кипур» (Еврей­ская энц.— Спб., т. 9, с. 147). Поэтому необходимо было создать календарь, который не зависел бы от условий видимости новой Луны в том или другом месте, а основывался бы исключительно на расчетах. Разработка такого календаря продолжалась многие годы и была завершена в 499 г. н. э. При этом нача­ло нового месяца было уже перенесено на новолу­ние.