Климишин И.А. Календарь и хронология. Страница 130

Отголоском понятной неуверенности — «был ли виден сегодня на вечернем небе серп „новой Луны" или нет» — и явилось то, что в еврейском календар­ном году из 12 месяцев насчитывается... 18 дней, имеющих название «рош ходеш» («новый месяц»). Дело в том, что последний день 30-дневного месяца евреи также назвали «рош ходеш», т. е. они начало каждого второго месяца отмечали на протяжении двух дней...

Структура еврейского календаря

В основе еврейского лунно-солнечного календаря, который и сегодня является официальным в государ­стве Израиль, лежит 19-летний метонов цикл. Встав­ка 13-го месяца производится в 3-й, 6-й, 8-й, 11-й, 14-й, 17-й и 19-й годы цикла. Однако количество дней в 19-летнем цикле не является одинаковым: в нем бывает то 6939, то 6940, то 6941 день. Дело в том, что по религиозным мотивам (о которых еще будет речь ниже) началом нового года не могут быть воскресенье, среда и пятница. Если же по рас­четам Новый год приходится на один из этих дней, то его переносят на следующий день, а иногда даже на два дня вперед. Поэтому в еврейском календаре как простой, так и эмболисмический (13-месячный) год может быть:

1) кратким или недостаточным («хасарин»), со­держащим 353 или 383 (эмболисмический) дня,

2) правильным или полным («кесидран»)—354 или 384 дня и

3) избыточным («шаламим»)—355 или 385 дней.

Распределение дней по месяцам еврейского кален­даря приведено в табл. 22. Дополнительный месяц вставляется перед адаром и получает название «адар 1», адар же становится следующим месяцем и получает название «адар 2». На этот месяц перено­сятся праздники, которые в простом году отмечают­ся в адаре. Любопытно, что год с 13-ю месяцами древние евреи называли «иббур», т. е. «беременный». 19-летний цикл был назван «махзор», т. е «предуга­данный».