Климишин И.А. Календарь и хронология. Страница 131

Евреи заимствовали у древних вавилонян и семи­дневную неделю, однако дни недели (кроме субботы) назвали самым простым способом: 1-й в неделе, 2-й в неделе и т. д. Сутки были разделены ими на 24 часа, каждый час — на 1080 хелеков, каждый хелек состоит из 76 рэга («мгновений»). Уместно отме­тить, что число 1080 кратно всем однозначным дели­телям, кроме 7. Начинаются сутки в 6 часов вечера.

До конца III в. до н. э. новый год календаря на­чинался весенним месяцем Нисаном, затем начало

года было перенесено на осенний месяц Тишри. Исходным моментом еврейского календаря является мифическая эра «от сотворения мира» — 7 октября 3761 г. до н. э. — понедельник, 5 часов 204 хелека (при расчетах часто принимается 6 часов) пополу­дни. Прибавляя к числу года григорианского кален­даря 3760, находим год еврейской эры, заканчи­вающийся в этом григорианском году, а прибавляя 3761—год еврейской эры, который начинается в этом году.

Итак, в еврейском календаре имеется шесть раз­личных вариантов продолжительности календарного года. Но почему же их столько?

В тисках религиозных предписаний

Причину исключительной сложности еврейского календаря можно понять лишь в том случае, если хотя бы коротко познакомиться с некоторыми из ре­лигиозных предписаний, которыми руководствовались его составители. А Таких предписаний в иудаизме насчитывается 613, из них 365 — это запрещения и 248 — повеления*). Значительная их часть «распи­сана» по отдельным дням и часам еврейского лунносолнечного календаря, являясь неотъемлемым эле­ментом годичного цикла обрядов и праздников, кото­рые опутывают всю жизнь верующих.

Прежде всего верующие евреи должны свято чтить субботу — день покоя. Об этом в Библии ска­зано так: «Шесть дней можно делать дела, а в седь­мой день суббота покоя, священное собрание; ника­кого дела не делайте» (Левит, XXIII, 3). Даже пи­щу, и это немаловажно для календарных расчетов, на субботу следовало приготовить накануне, сопри­косновение же с огнем в субботу считалось чуть ли не смертным грехом: ведь «всякий, кто будет делать в нее дело, предан будет смерти» (Исход,