Климишин И.А. Календарь и хронология. Страница 145

А вот арабские названия дней недели (как свиде­тельствует Бируни, в прошлом они были другими):

В переводе названия дней с воскресенья по чет­верг означают: 1-й день, 2-й день, 3-й день, 4-й день и 5-й день.

Пятница, Иаум аль-джум'а («день соединения»), является еженедельным праздником — священным днем мусульман. Впрочем, в Турции выходной день перенесен с пятницы на воскресенье еще в 1935 г.

В мусульманском календаре много важных (с точ­ки зрения верующего) дат. Так, ночь на 15 Шаабана называется «ночью приговора» или «ночью ука­за». В эту ночь, по верованиям мусульман, ангел смерти получает список людей, которым суждено умереть в следующем году. Ночь на 27 Рамадана называется «ночью предопределения», когда по му­сульманскому мифу архангел Гавриил по поручению Аллаха передал Мухаммеду Коран. Главное же — это пост, которого должны придерживаться мусуль­мане в месяце Рамадан. На протяжении 30 дней мусульманину нельзя ни есть, ни пить, ни курить от восхода Солнца до заката.

Но когда, с какого дня начинать этот пост?

Казалось бы, после того как календарь приведен в соответствие с движением Луны и дни года распи­саны по месяцам, этот вопрос является излишним. Увы, это не так. Как отмечал еще Бируни, «в вели­чинах [лунных] месяцев нет почти никакого поряд­ка. Жители даже одной местности расходятся в от­ношении их, поскольку сила зрения [у наблюдате­лей] неодинакова. И мы видим, что они, указывая в согласии на один и тот же день [недели], по-разному определяют место этого дня в месяце. Однако закон шариата предписывает пользоваться при этом наблюдением [новой Луны], а не вычислением».

Но движение Луны очень сложно, а условия ее видимости меняются в зависимости от времени года и географического положения наблюдателя, как об этом уже говорилось. Поэтому и число дней в меся­цах лунного календаря на самом-то деле во многих мусульманских странах непостоянно, вследствие чего одной и той же дате по григорианскому календарю могут соответствовать различные даты по лунным календарям различных стран. Например, в месяце Мухарраме 1383 г. хиджры в календарях Саудов­ской Аравии и Турции содержится 30 дней, в кален­дарях Туниса, Ирана и Афганистана — 29 дней. При этом в Тунисе, Турции и Афганистане 1 Мухаррама пришлось на 24 мая 1963 г., а в Саудовской Аравии и Иране — на 25 мая. По этим же причинам наблю­даются расхождения и в датах некоторых мусуль* манских праздников. Так, 1 Рамадана 1383 г. хид­жры пришлось в Афганистане на 15 января, в Сау­довской Аравии — на 16-е, в Иране — на 17 января 1964 г.