Климишин И.А. Календарь и хронология. Страница 146

...За годом год

По поводу эпохи эры мусульманского календаря заметим, что «переселение» (хиджра — дословно «от­кочевка») Мухаммеда из Мекки в Медину про­должалось две недели: 24 Сафара Мухаммед высту­пил из Мекки и 9 Раби I он вошел в Медину; это соответствует периоду с 8 по 21 сентября 622 г. На­чало года по лунному (тогда еще лунно-солнечному) календарю 1 Мухаррама пришлось в этом году на пятницу 16 июля (точнее, в ночь с 15 на 16 июля) 622 г. От него и ведется счет годам лунной хид­жры — по мусульманскому лунному календарю.

Приближенный перевод дат с мусульманского ка­лендаря на григорианский осуществляется по следу­ющей формуле:

где R — год григорианского календаря, Μ — год му­сульманской лунной хиджры; квадратные скобки означают, что берется целая часть частного, а оста­ток от деления отбрасывается.

Для примера определим, какому году нашего ка­лендаря соответствует 1402 г. хиджры. Пользуясь формулой, находим

Знак «минус» означает, что от деления 1402 на 33 осталась некоторая дробь, которую надо отнять от 1982. Следовательно, 1402 год хиджры соответствует 1981—1982 гг. григорианского календаря.

Для перехода от григорианского календаря к лунной хиджре используется формула

Возьмем к примеру год 1990. Подставляя число R = 1990 в эту формулу, находим


Знак «плюс» указывает на то, что от деле­ния разности 1990 — 622 остается некоторое дробное число, которое необходимо прибавить к полученному числу 1410. Следовательно, 1990 г. григорианского календаря соответствует 1410—1411 году лунной хиджры. Из табл. 26 находим, что 1411 г. хиджры действительно начнется 24 июля 1990 г.

Очевидно, что историки постоянно встречаются с необходимостью точного перехода от дат мусульман­ского календаря к юлианским (григорианским) и на­оборот. Ведь очень часто упоминания об одних и тех же событиях всемирной истории датированы раз­личными методами. Например, такие события 987— 989 гг., как поход Киевского князя Владимира на Корсунь и крещение Руси: летописцы и биографы князя освещают их весьма односторонне и тенден­циозно. И лишь из зарубежных, в частности араб­ских, источников мы узнаем, что же предшествовало походу на Корсунь... Так, арабский историк Яхья со­общает, что в Византии тогда «взбунтовался откры­то полководец Варда Фока и провозгласил себя ца­рем в среду... 14 Аилуля (сентября) 1298 (987) г., т. е. 17 Джумады I 377 г. И стало опасным дело его и был им озабочен царь Василий, и побудила его нужда послать к царю руссов — а они его вра­ги, чтобы просить их помочь ему... И заключили они между собой договор о свойстве и женился царь рус­сов на сестре царя Василия, после того как он по­ставил ему условие, чтобы он крестился и весь на­род его страны...».