Климишин И.А. Календарь и хронология. Страница 140

11. Зу-л-Каада — от «каада» — «сидеть», «оста­ваться дома».

12. Зу-л-Хиджа— от «хаджж» — «паломничест­во». Доисламские арабы в этом месяце совершали паломничество в Мекку.

Уже сами названия некоторых месяцев свидетель­ствуют о том, что доисламские арабы действительно пользовались лунно-солнечным календарем. По имею­щимся данным, вставка 13-го месяца производилась торжественно в Мекке во время большой ярмарки: необходимо было, чтобы об этом событии узнали все. 13-й месяц получал название предыдущего и, со­гласно Бируни, вставлялся поочередно (в соответст­вии с 19-летним циклом) после всех месяцев кален­даря. По-видимому, в народе жила память о том, каким было бы название месяца, если бы такие вставки вообще не производились. Бируни пишет да­лее так: «Пророк, обратившись к людям с пропове­дью..., сказал: «Эпоха и время совершили круг, и стало так, как было, когда сотворил Аллах небеса и землю». Он хотел сказать, что месяцы вернулись на свои места... После этого дополнение года было за­прещено и совершенно оставлено».

Два календарных цикла

Чтобы приспособиться к смене фаз Луны, в му­сульманском календаре, состоящем из 12 месяцев, принимается, что все нечетные месяцы имеют по 30 суток, все четные — по 29 суток (табл. 25). Та­ким образом, год мусульманского календаря содер­жит 354 дня. Но, как уже отмечалось, такой кален­дарный год на 0,367 06 суток короче продолжитель­ности 12 синодических месяцев. Поэтому чтобы удержать неомению у первого числа месяца, в по-


следнем месяце года, Зу-л-Хиджа, время от времени производится вставка 30-го дня.

В «турецком цикле» такая вставка производится три раза на протяжении восьми лет. В самом деле,

354,367 06 X 8 = 2834,936 5 « 2835 суток.

Восемь простых лунных лет составляют 354Х χ 8 = 2832 суток, и чтобы отклонения дат от неомений на конец года не превышали 0,5 суток, продол­женными являются 2-й, 5-й и 7-й годы 8-летнего цикла.